Рабочие программы педагогических работников
В соответствии со статьей 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 года педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
В Положении о системе планирования образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69», принятом на педагогическом совете № 5 от 31.05.2016 и утвержденном заведующим МБДОУ № 69, записано следующее (выдержка):
4.7. Рабочая программа педагога (далее - РП педагога) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей.
4.7.1. Основанием для разработки и наличия РП педагога является ст.48 Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
РП является индивидуальным инструментом педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
4.7.2. Содержательной основой для составления РП педагога является Образовательная программа Учреждения, а также парциальные программы при наличии программно-методического обеспечения.
4.7.3. РП педагога должна отвечать следующим характеристикам:
· Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
· Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
· Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
· Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
· Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
· Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
· Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
4.7.4. РП педагога составляется на учебный год и утверждается приказом заведующего Учреждением после процедуры проверки и согласования с заместителем заведующего по УВР не позднее 01 сентября текущего года.
4.7.5. Реализация неутвержденной РП не допускается.
4.7.6. Проектирование содержания образования РП осуществляется на уровне отдельной образовательной области индивидуально педагогами дополнительного образования и узкими специалистами Учреждения в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательной области.
Проектирование содержания образования РП для отдельной возрастной группы осуществляется педагогическим коллективом данной группы.
4.7.7. Разделы РП педагога выстраиваются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и содержат следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
4.7.8. Структура РП педагога является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно – методического материала и включает в себя следующие элементы:
- для воспитателя дошкольного учреждения:
Титульный лист – структурный элемент программы, в котором содержатся выходные данные РП. На титульном листе указывается самая необходимая информация: полное название образовательного учреждения, когда и кем утверждена программа, полное название программы, номер и направленность группы, возраст воспитанников, срок реализации (учебный год), ФИО и должность авторов (автора), квалификационная категория, город и год.
Целевой раздел: Пояснительная записка – структурный элемент РП содержащий: нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа; сведения о примерной образовательной программе и используемых парциальных программах; возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников группы, цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел: структурный элемент программы содержащий направления психолого – педагогической работы по каждой образовательной области с четким перспективным (перспективно – тематическим) планом в соответствии с примерной образовательной программой (парциальной программой). Оформляется в виде таблицы.
В состав содержательного раздела в обязательном порядке входит перспективный план работы с родителями (законными представителями) и перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3)
Организационный раздел: структурный элемент программы, в котором представлены условия и средства реализации РП.
В данном разделе представляется режим дня группы (на холодный и теплый период), режим двигательной активности воспитанников группы, учебный план (приложение № 4), режим НОД, традиции группы, организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), в том числе и материально-техническое обеспечение.
Список литературы: структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.
В РП педагога указывается: научно-методическая и учебно-методическая литература, интернет-ресурсы.
- для педагога дополнительного образования (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию):
Титульный лист: полное название образовательного учреждения, когда и кем утверждена программа, полное название программы, возраст воспитанников, на которых рассчитана программа, срок реализации (учебный год), ФИО и должность автора, квалификационная категория, город и год.
Целевой раздел: Пояснительная записка – содержит нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа; направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, сведения о примерных образовательных и парциальных программах, возраст детей, участвующих в реализации данной программы; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров) и способы определения результативности.
Содержательный раздел: перспективно – тематическое планирование (для каждого возраста отдельно); модель взаимодействия с родителями (законными представителями) и другими специалистами Учреждения, перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).
Организационный раздел: учебно – тематический план, который содержит возрастной перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме, при необходимости с разбивкой на теоретические и практические виды образовательной деятельности; формы и режим образовательной деятельности.
Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.
- для учителя – логопеда:
Титульный лист: полное и сокращенное название образовательного учреждения, когда и кем утверждена программа, полное название программы, возраст воспитанников, на которых рассчитана программа, срок реализации (учебный год), ФИО и должность автора, квалификационная категория, город и год.
Целевой раздел:Пояснительная записка - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа; сведения о примерной образовательной программе (коррекционных программах), особенности речевого развития детей, на которых направлена программа; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров) и способы определения результативности.
Содержательный раздел: содержание коррекционно – развивающей деятельности с воспитанниками с учетом имеющегося диагноза, система взаимодействия с воспитателями, родителями (законными представителями), ПДО и другими специалистами, перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).
Организационный раздел: формы и режим коррекционно-развивающей работы особенности ее организации, организация РППС для детей с нарушениями речевого развития.
Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.
- для педагога – психолога:
Титульный лист: полное и сокращенное название образовательного учреждения, когда и кем утверждена программа, полное название программы, срок реализации (учебный год), возраст воспитанников на которых рассчитана программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория, город и год.
Целевой раздел: Пояснительная записка - нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа; возрастные особенности детей дошкольного возраста; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); планируемые результаты и способы определения результативности.
Содержательный раздел: план деятельности по психолого – педагогическому сопровождению образовательного процесса; организация системы взаимодействия педагога – психолога; перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).
Организационный раздел: формы, режим и особенности организации психолого – педагогического сопровождения.
Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.
4.7.9. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, заместитель заведующего по УВР накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
4.7.10. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в РП в течение учебного года должны быть обязательно согласованы с заместителем заведующего по УВР.
Изменения и дополнения после согласования вносятся в виде вкладыша «Дополнения к рабочей программе».
4.7.11. Оригинал РП педагога, утвержденный заведующим Учреждения находится у заместителя заведующего по УВР, копии - на руках у педагогов.
4.7.12. Ответственность за полноту и качество реализации РП возлагается на воспитателей, педагогов дополнительного образования и узких специалистов.
4.7.13. Контроль за реализацией РП в течение учебного года осуществляет заместитель заведующего по УВР.
4.7.14. РП педагога хранится 3 года после истечения срока ее действия
Аннотация к рабочей программе воспитателей группы раннего возраста
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ.
Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного,
организационного в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы Положения о системе планирования образовательной деятельности МБДОУ № 69.
В целевом разделе указываются нормативно-правовые документы, лежащие в основе Программы, цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
В Программе учитываются следующие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: деятельностный, личностно-ориентированный, возрастной.
В содержательном разделе освещена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей 2-3 лет по пяти основным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В организационном разделе содержатся сведения об условиях реализации образовательной деятельности: режимы дня на теплый/холодный периоды, режим двигательной активности, расписание непосредственно образовательной деятельности, учебный план, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Аннотация к рабочим программам музыкального руководителя
Основная цель данных программ – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, истины), самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей. Программа включает в себя следующие разделы: «Слушание», «Пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах».
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика, музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное развитие ребенка.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи рабочей программы: развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; Сформировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Рабочая программа включает в себя планирование образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей и комбинированной направленности.
Аннотация к рабочим программам учителей-логопедов
Рабочие программы учителей-логопедов составлены с учетом компенсирующей направленности групп, возраста воспитанников на основе современных коррекционно - развивающих программ "Подготовка к школе детей с ОНР" Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, "Программой воспитания и обучения детей с ФФН" Филичевой Т.Б. и Чиркиной Т.В.
Целью программ является обеспечения системы средств и условий, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников, направленных на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи рабочей программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты; сохранение иукрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
Основой программ является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи.
Аннотация к рабочей программе педагога-психолога
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией.
Рабочая программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре
В основу рабочей программы взяты методические рекомендации Н.Е Вераксы«Физкультурные занятия в детском саду».
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г, «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13№26 от 15.05.2013г, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Цель Программы– сформировать основы здорового образа жизни, направленные на укрепление здоровья.
Задачи:
- Охрана иукрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-развитие выносливости, скорости движений, скорости реакции, ловкости, координационных способностей, гибкости;
-активизация двигательной активности детей во всех видах деятельости МБДОУ;
-формирование у воспитанников жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни,
Материалы, представленные в программе, ориентированы на организацию работы с детьми от 3 до 7 лет. Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях, направленных на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений о себе и своем здоровье, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
Аннотация к рабочей программе педагога дополнительного образования по хореографии
Рабочая программа по хореографии имеет художественно-
эстетическую направленность.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном
году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических
знаний, умений и навыков, решают определенные задачи для достижения
основной цели.
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографическогоискусства.
Задачи:
- Обучить детей танцевальным движениям;
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
- Формировать правильную пластику корпуса, рук, ног, головы.
Программой предусмотрены следующие формы занятий:
- групповые;
- подгрупповые;
- индивидуальные;
- репетиционные.Контроль знаний и умений воспитанников проводится на утренниках, открытых просмотрах образовательной деятельности.